Курс программирования в математических классах нашей школы делится на две части: вводную (первая половина девятого класса) и основная (до середины одиннадцатого класса).
Нами подготовлены соответствующие этим частям курса учебники «Программирование: вводный курс» и «Программирование: теоремы и задачи», которые были изданы в 1995 году издательством МЦНМО, рекомендованы Министерством Образования для школ с углубленным изучением математики и информатики, а также удостоены диплома фонда «Культурная инициатива».
Применяемая нами методика предоставляет учащимся значительную самостоятельность — произносятся вводные лекции по темам, обычно рассчитанные на один-два урока, после чего выдается листок с заданием, рассчитанным на самостоятельное решение в течение двух-трех недель.
Задачи подбираются так, чтобы первые из них были сравнительно легкими, каждая следующая делается на основе предыдущих, а последние задачи часто содержат довольно нетривиальные и содержательные утверждения.
Учащиеся предупреждаются, что, хотя они могут делать и сдавать задачи в любом порядке, рекомендуется следовать очередности, предусмотренной составителем листка. Задачи решаются в любое время, а принимаются на уроках в индивидуальном порядке.
Оценка за решение («+», означающий, что задача решена) и, возможно, некоторые замечания, выставляются на принадлежащем учащемуся экземпляре листка. В конце периода, отведенного на решение листка (иногда его части) преподаватель разбирает в классе все или часть задач.
Вышеописанная методика способствует, как нам кажется, прочному усвоению знаний, приобретенных учащимися в значительной мере самостоятельно. Вместе с тем увеличивается объем индивидуальной работы преподавателя с учащимися. При необходимости методика предусматривает возможность привлечения для индивидуального приема задач добровольных помощников (например, выпускников школы — студентов факультетов с изучением программирования).